Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обучение и воспитание
Доступность и качество образования: разным детям – равные возможности
Альтернатива специальных/коррекционных образовательных учреждений – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Инклюзивное образование в общеобразовательных учреждениях г. Нижневартовска
Базовые образовательные организации для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития
(Основание: приказ департамента образования администрации города от 23.04.2013 №200 «Об определении базовых учреждений для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития»)
- организация обучения детей с ОВЗ с задержкой психического развития (коррекционные классы в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях «Средняя школа № 1 имени Алексея Владимировича Войналовича", №2, №8»);
- организация обучения детей с ОВЗ в классе компенсирующего обучения (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №15»);
- реализация проекта «Школа дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья» (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №29»).
Путь к независимой жизни
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Мероприятия, направленные на выявление и развитие одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья
Ежегодно:
- - конкурс детских плакатов, рисунков, компьютерных презентаций «Народы нашего города»;
- - конкурс творческих работ обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города «Экологические зарисовки»;
- - конкурс школьных проектов.
Дополнительное образование: на начало 2015-2016 учебного года 121 ребенок с ограниченными возможностями здоровья посещает объединения дополнительного образования, из них 38 человек посещают организации дополнительного образования.
В каникулярный период дети-инвалиды посещают лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений, в том числе в заочном отряде для детей с ограниченными возможностями здоровья («Средняя школа № 1 имени Алексея Владимировича Войналовича"), который работает по индивидуальному плану. В программе лагеря используются интернет-ресурсы. Дети приглашаются и на массовые мероприятия.
Равный доступ ко всем видам услуг для обучающихся детей-инвалидов:
- консультирование педагогами-психологами по различным вопросам: «Психологическая подготовка к сдаче экзаменов», «Щадящий режим Вашего ребенка», «Эмоциональное здоровье Вашего ребенка» и др.;
- консультирование социальными педагогами по вопросам льгот и социальных гарантий;
- консультирование с приглашением специалистов Центра «Кардея» по вопросам получения льгот лицами с ограниченными возможностями;
- информация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) размещается на сайтах образовательных учреждений.
Оздоровительная деятельность в детских садах и школах:
- кабинеты водолечения (жемчужные ванны, душ Шарко, циркулярный);
- массажные кабинеты;
- озокеритопарафинолечения;
- «БОС-здоровье» (ортопедический, опорно-двигательный, логотерапевтический);
- аквакомнаты;
- бассейны;
- физиотерапии;
- залы ЛФК;
- залы сухого бассейна.
- комплекты специальной ученической мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (стулья ортопедические, стулья и столы ученические, регулируемые для инвалидов-колясочников);
- тактильные таблички с наименованием помещений здания;
- знаки для оборудования зон инклюзивного образования.
- кабинеты водолечения (жемчужные ванны, душ Шарко, циркулярный);
- массажные кабинеты;
- озокеритопарафинолечения;
- «БОС-здоровье» (ортопедический, опорно-двигательный, логотерапевтический);
- аквакомнаты;
- бассейны;
- физиотерапии;
- залы ЛФК;
- залы сухого бассейна.
Формирование комфортной социокультурной среды
- бассейны;
- физиотерапии;
- залы ЛФК;
- залы сухого бассейна;
- аквакомнаты.
- В МБОУ "СШ № 1 имени А.В.Войналовича" общежитие, интернат для детей с ОВЗ отсутствует.
№ |
Направление |
Условия, созданные в школе |
1 |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В школе отсутствуют специальные кабинеты для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ. Организован свободный доступ к местам занятий. Имеются тактильные таблички с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания, пандус перекатной и кресло-коляска. Имеются следующие средства обучения и воспитания, в том числе технические: - компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.). |
2 |
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Школа оборудована вспомогательными средствами при входе в школу: - пандус; - специальные поручни; - расширены дверные проемы при входе в школу; - возле входной двери расположена система вызова помощи сотрудников школы; - тактильные таблички с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания; - на входных группах дверей имеются лента для разметки и маркировки, круг для контрастной маркировки дверных проемов. |
3 |
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Организован свободный доступ к месту приема пищи. В школе создаются специальные условия организации питания для обучающихся, имеющих особые медицинские заключения. |
4 |
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обучения в школе осуществляется на основе договора с городской детской поликлиникой. В школе работает фельдшер. Имеются медицинский кабинет и процедурная, кабинет логопеда. В учреждении неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы функционирования школы. В школе организована работа по профилактике заболеваний. В течение года ведется работа по оздоровлению обучающихся. В летний период организовывается летний пришкольный оздоровительный лагерь. В рамках осуществления оздоровительной деятельности имеются объекты спорта: большой спортивный зал, малый спортивный зал, спортивная площадка. При необходимости, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут получить психологическую и другую консультативную помощь в школе, а так же помощь ассистента (помощника). Составлены индивидуальные учебные планы для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, которые обучаются на дому. |
5 |
Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы. Обеспечен свободный доступ к справочно-библиографическому аппарату библиотеки, к сети Интернет. |
6 |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Имеются следующие специальные средства обучения и воспитания, в том числе технические: - компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.). |